Программа: Adobe Photoshop
Практика
Автор: Pulse
Источник: http://emdiart.ru

Blending modes или режимы наложения - это способы, которыми слои взаимодействуют друг с другом, определяясь параметром наложения верхнего слоя. Другими словами, пиксели верхнего и нижнего слоёв (при определённом режиме) дают в совокупности интересный эффект.
Эти режимы разбиты в программе на 6 различных отделов/секций.
На скриншоте ниже я привела русский и английский перевод всех режимов, плюс указала слева - к какому виду смешивания принадлежит та или иная секция.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15560-2-f.jpg

Секция Основные (Basic) заменяет базовые пиксели, Затемнение (Darken) затемняет, Осветление (Lighten)  освещает, Констрастность (Contrast) увеличивает или уменьшает общую контрастность изображения, Сравнение (Comparative) подвергает инверсии базу, Тон, насыщенность, светлота (HSL - Hue, Saturation, Lightness) определяют специфический цвет, присущий определённой картинке.

Рассмотрим для начала, как режимы наложения взаимодействуют с фоном по группам.
Базой для  урока я взяла эту картинку:
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15560-3-f.jpg
Поверх неё отдельным слоем нанесла разноцветные круги.
Белыми полосами режимы наложения отделены друг от друга для наглядности.
Читабельно справа-налево  соответственно первому скриншоту темы.
группа "Основные":
слева - режим наложения "обычный", справа - "затухание"
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15559-1-f.jpg

группа "Затемнение":
1 - затемнение, 2 - умножение, 3 - затемнение основы, 4 - линейный затемнитель, 5- темнее.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15559-2-f.jpg

группа "Осветление":
1 - замена светлым, 2 - экран, 3 - осветление основы, 4 - линейный осветлитель, 5 - светлее.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15559-3-f.jpg

группа "Контрастность":
1- перекрытие, 2 - мягкий свет, 3 - жёсткий свет, 4- яркий свет, 5 - линейный свет, 6 - точечный свет,  7 - жёсткое смешение.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15559-4-f.jpg

группа "Сравнение":
1 - разница, 2 - исключение, 3 - вычитание, 4 - разделить (последние два режима наложения доступны сверсии cs 4)
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15559-5-f.jpg

группа "HSL":
1 - цветовой тон, 2 - насыщенность, 3 - цветность, 4 - яркость.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15560-1-f.jpg

Все режимы смешивания пикселей высчитываются по определённым формулам, которые компания Adobe не спешит раскрывать, ведь фотошоп является его любимым детищем. В интернете можно найти несколько кустарных формул, по которым, если верить здравому смыслу, вычисляются режимы наложения. Для примера приведу здесь две формулы, взятые с сайта milovsky.ru

Режим наложения "Экран" -  Screen

Режим Screen - осветление (лобовой перевод - экранное осветление), прямо противоположен режиму Multiply (умножение). Режим Screen хоть и не является явным фаворитом, с его помощью создаются очень важные эффекты освещенности. Формула режима:
http://www.milovsky.ru/about_photoshop/screen/screen.gif
Формула применяется поканально, т.е. для каждого канала операция выполняется независимо. Здесь A - нижележащее изображение, B - накладываемое.

По сути дела, режим Screen реализует операцию умножения, но не с самими цветами, а с дополнительными к ним. Т.е. перемножая дополнительные к накладываемым цветам, мы получаем цвет дополнительный к результату.

В формуле специально оставлены знаменатели. Деление на 255 - нормировка, в результате которой содержимое в скобках справа колеблется в пределах от 0 до 1. И при перемножении двух чисел меньше единицы, результат получается меньше, чем каждый из множителей, но также в пределах 0-1. А поскольку работаем с дополнительными цветами, то в результате операции получаем изображение, которое всегда светлее. Соответственно режим Screen используется для моделирования эффектов освещенности, свечения и т.п.

Перечислим наиболее важные особенности режима:
Операция симметрична, т.е. неважно накладываете вы изображение B на изображение A или наоборот.
Если накладывать черный цвет, то результат не меняется
Если накладывать белый цвет, то результат будет чистым белым.
Оттенки серого осветляют тем больше, чем они светлее.

Режим наложения "Умножение" - Multiply

Режим Multiply - умножение, один из самых важных и полезных для Photoshop. С его помощью создаются эффекты затенения. Формула режима:
http://www.milovsky.ru/about_photoshop/multiply/multiply.gif
Формула применяется поканально, т.е. для каждого канала операция выполняется независимо. Здесь A - нижележащее изображение, B - накладываемое.

В формуле не случайно оставлены знаменатели. Деление на 255 - ни что иное как нормировка, в результате которой содержимое в скобках колеблется в пределах от 0 до 1. Как известно при перемножении двух чисел меньше единицы, результат получается меньше, чем каждый из множителей, но также в пределах 0-1. В результате получаем изображение, которое всегда темнее. Соответственно режим Multiply используется для моделирования эффектов затенения, а также затемнения картинки или отдельных участков. Домножение на 255 - это просто возвращение в рабочий диапазон от 0 до 255.

Перечислим наиболее важные выводы:
Операция симметрична, т.е. неважно накладываете вы изображение B на изображение A или наоборот.
Если накладывать черный цвет, то результат будет тоже черным.
Как следствие, бессмысленно использовать черный в качестве накладываемого цвета, например, при создании тени.
Если накладывать белый цвет, то результат не меняется
Оттенки серого затемняют тем больше, чем они темнее.

Не имеет смысла вдаваться в подробности формул режимов, поэтому перейдём непосредственно к наглядному изучению каждого режима в отдельности на практике. За основу берём всё ту же картинку. Но теперь сверху поместим слой с оттенками серого.

По умолчанию, режим наложения слоя всегда будет стоять на normal- обычный.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15560-4-f.jpg
Смешивание пикселей здесь получится только при  смене opacity - непрозрачности, иначе базовое  изображение перекроется картинкой сверху. Вычисления здесь между слоями не производятся.

В режиме "Затухания"  Dissolve  при opacity- непрозрачности менее 100% начинается незначительное смешивание пикселов - часть пикселов пропадает при уменьшении непрозрачности верхнего слоя.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15560-5-f.jpg

"Затемнение" Darken
Этот режим создает эффект "рисования" позади картинки. Пригодится, если вы хотите добавить к изображению тень, не удаляя закрашенные области в соседних слоях.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15561-1-f.jpg

"Умножение" Multiply
Накладывает цвет нижнего на верхний слой, делая изображение темнее, цвета гуще и насыщеннее. Если верхний слой залит белым цветом – результата не будет.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15561-2-f.jpg

"Затемнение основы"  Сolor Burn
Затемняет изображение ещё сильнее, чем при режиме "умножение", используя содержимое всё того же верхнего слоя. Если верхний слой залит белым – результата не будет.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15561-3-f.jpg

"Линейный затемнитель" Linear Burn
Затемняет нижний слой, выявляя цвет верхнего слоя, засчёт уменьшения яркости.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15561-4-f.jpg

"Темнее" Darker color
Схож с "Затемнением", работает засчёт всех слоёв сразу - и верхнего и нижнего. Смешивая слои, видимыми останутся только темные пиксели.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15561-5-f.jpg

"Замена светлым" Lighten
Противоположность режиму "Замена темным". Проявляет светлые пиксели верхнего слоя.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15562-1-f.jpg

"Экран" Screen
Этот режим производит те же вычисления, как и режим "Умножение", как говорилось выше. Но в данном случае результат инвертируется.
Используется для осветления областей путем уменьшения значения яркости основных пикселей.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15562-2-f.jpg

"Осветление основы" Color Dodge
Яркий режим, дающий сильный эффект. Все цвета будут слегка подсвечивать нижние пиксели путем повышения насыщенности и понижения контраста. Чёрный цвет сверху не будет давать эффекта.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15562-3-f.jpg

"Линейный осветлитель" Linear Dodge
Также, как и на предыдущем режиме, с верхним чёрным слоем эффекта не будет. Режим похож на "Экран", но осветляет изображение ещё сильнее.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15562-4-f.jpg

"Светлее" Linear color
При смешивании двух слоёв, видимыми останутся только светлые пиксели. Схож с режимом "Осветление", но придаёт более мягкий эффект.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15562-5-f.jpg

"Прекрытие" Overlay
Сочетает эффект режимов Multiply (умножение) и Screen (экран), отсеивает светлые пиксели и умножает темные. Даёт изображению более интенсивные цвета, хорош для использования текстур.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15563-1-f.jpg

"Мягкий свет" Soft Light
Осветляет и затемняет цвета картинки, учитывая цвет верхнего слоя.  При верхнем слое, залитым на 50 % серым цветом - результата не будет.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15563-2-f.jpg

"Жёсткий свет" Hard Light
Увеличивает контрастность в три раза больше, чем предыдущий режим. Затемнять изображение при тёмном верхнем слое, осветляет, если сверху светлые тона+ сильно повышать контрастность. Если верхний слой залит на 50% серым - результата не будет.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15563-3-f.jpg

"Яркий свет" Vivid Light
Затемняет или осветляет изображение, учитывая цвета на верхнем слое. Если верхний слой залит на 50% серым - результата не будет.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15563-4-f.jpg

"Линейный свет" Linear Light
Осветляет при ярком верхнем слое, затемняет, если нижний слой темнее. Если верхний слой залит на 50% серым - результата не будет.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15563-5-f.jpg

"Точечный свет" Pin Light
Сочетает светлые цвета от "осветления", и темные цвета от "затемнения". Если верхний слой залит на 50% серым - результата не будет.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15565-1-f.jpg

"Жёсткое смешение" Hard Mix
Даёт пастеризированную картинку с ограниченными цветами. Контрастность на максимуме.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15565-2-f.jpg

"Разница" Difference
Реверсирует тона и цвета -  и верхнего, и нижнего слоёв, удаляет светлые пиксели. Иногда получается инверсия.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15565-3-f.jpg

"Исключение"  Exclusion
схож с "разницей", но даёт более мягкий эффект, уменьшая контрастность.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15565-4-f.jpg

"Вычитание"  Subtraction (альтернативный перевод)
новый режим. Затемняет все пиксели на обоих слоях. И верхнего, и нижнего. Даёт сильный контраст.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15565-5-f.jpg

"Разделить" Divide  (альтернативный перевод)
Использует инверсию режима "вычитание", осветляет все пиксели на обоих слоях.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15566-1-f.jpg

"Цветовой тон" Hue
Цвета верхнего слоя смешиваются с насыщенностью и яркостью нижнего слоя. В результате смешения ярких красок - получим серое изображение.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15566-2-f.jpg

"Насыщенность" Saturation
Уровень насыщенности нижнего слоя меняется на подходящие пиксели верхнего слоя, создавая особую комбинацию.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15566-3-f.jpg

"Цветность" Color
Используется для преобразования черно-белого изображения в цветное. Сохраняет яркость нижнего слоя, цвет и насыщенность берутся от верхнего слоя.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15566-4-f.jpg

"Яркость" Luminosity
Инверсия режима "цветность", цветовой тон берётся от нижнего слоя, яркость - от верхнего.
http://emdiart.ru/uploads/000e/32/ad/15566-5-f.jpg

Для наглядности ещё одна картинка из урока о работе со слоями